Страницы

ИЗ ИСТОРИИ трезвеннического движения

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Одно из крупнейших благотворительных учреждений в С.-Петербурге. Образовано в 1898 на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения при храме Воскресения Христова (Обводный канал, 116) его вторым священником о. Александром Васильевичем Рождественским (1872–1905).
Храм, возведенный в 1894, располагался вблизи Варшавского вокзала, в районе, населенном фабрично-рабочим и мелким торговым людом, имевшим большую склонность к пьянству, прежде всего, из-за неорганизованности досуга.
Одной из форм деятельности Александро-Невского общества было убеждение пьющих дать зарок – срочное обещание воздержаться от употребления спиртных напитков, произнесенное в торжественной обстановке богослужения. Регистрация зарока сопровождалась уплатой взноса, что, наряду с членскими взносами (10 коп. в месяц), выручкой от продажи антиалкогольных и религиозно-просветительских изданий и благотворительных пожертвований, составляло источник финансирования общества.
о. Александр Рождественский
Основным средством убеждения служили проповеди, беседы и поучения. Они проводились в Воскресенской церкви, где утренняя и вечерняя проповедь трезвости стали частью богослужения, и в иных помещениях с привлечением специалистов – врачей и патологоанатомов. За год церковь посещало до миллиона человек. Проповедовали А. А. Дернов, А. И. Маляревский, П. А. Миртов, Е. П. Лукин, П. Я. Поляков, А. А. Карцев, П. Г. Клименов, В. П. Тарасов и др. Ежегодно 9 декабря в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения.
За первые 10 лет существования общества было зарегистрировано 598 000 трезвенных обещаний, проведено более 11 650 бесед и поучений, как церковных, так и внецерковных, организовано около 30 религиозных процессий, в каждой из которых участвовало не менее 100 000 человек, устроено около 3 000 чтений для народа, в том числе с «туманными картинами» (диапозитивами). На мероприятия общества было израсходовано около 500 000 руб. С 1906 число регистраций, сопровождавшихся уплатой взноса, стало уменьшаться, но росло количество трезвенников, давших обещание, но не плативших членские взносы. В 1911–1914 ежегодно в общество записывалось более 35 000 человек; трезвенников же, дававших обет, но не делавших взноса, насчитывалось в год до 40 000.
Одной из форм организации досуга прихожан стало привлечение их к хоровому пению. При обществе были образованы Церковно-любительский хор (около 60 мужчин и женщин; при хоре был учрежден Комитет по выдаче пособий) и Церковно-народный хор для общенародного пения «за ранними литургиями в воскресения и праздничные дни и всенощным бдением в вечер воскресных и праздничных дней». Руководил хорами регент Г. В. Романов. Были устроены также вечерние Певческие курсы для ознакомления с нотной грамотой, которые посещало около 60 человек. обществом было открыто 7 библиотек с общим фондом, превышавшим 16 000 томов, которыми воспользовалось 160 000 читателей. Ведущая, Воскресенская библиотека-читальня в доме при церкви с фондом более 13 000 книг работала ежедневно, кроме суббот. В год ее посещало до 9 000 читателей; заведующим был П. А. Миртов. Общество выработало и новый тип библиотек – уличных, стенных листовок, а также новый тип детских журналов трезвенной пропаганды в семье и школе. Общество открыло 5 школ и детский сад, через которые в год проходило около 1100 мальчиков и девочек.
Непосредственно при Вознесенской церкви работали:
•одноклассная школа (основана 1897) на 155 мальчиков и девочек (в основном – дети рабочих и служащих Варшавской железной дороги). Заведующим школой был П. А. Миртов. В ней преподавало три учительницы, из которых наибольшую известность приобрела А. Е. Агапитова. Школа субсидировалась Варшавской железной дорогой (2 800 рублей в год). Преподавался и специальный курс трезвости: демонстрировались модели печени, почек, сердца, поврежденных алкоголем;
• два рукодельных класса для девочек, рассчитанные на 46 учениц (помимо специальных занятий проходили и общеобразовательный курс);
• воскресная школа для взрослых на 360 лиц. Заведовал ей так же П. А. Миртов; учителями были кандидаты богословия и студенты семинарии А. И. Оранский, К. А. Сборовский, Н. Н. Азбукин, А. Н. Адрианов, Г. С. Окулов, Д. И. Синайский;
• двухгодичные миссионерские курсы во главе с П. А. Миртовым. Преподавал на них Д. В. Дьяковский (среди слушателей были в основном женщины; тема миссионерства– борьба с сектантством и «разными лжеучениями»);
С целью социальной поддержки было создано Бюро рекомендации трезвенников на места, которое удовлетворяло по возможности просьбы безработных трезвенников. Оно же организовывало пароходные экскурсии на Валаам. Периодически устраивались бесплатные столовые и чайные для взрослых и детей.
Общество развернуло значительную по размаху издательскую деятельность. За первые 10 лет существования было издано 265 названий книг и брошюр и 3 журнала:
•«Отдых Христианина» (1900–1917),
•«Трезвая Жизнь» (1901–1917),
•«Воскресный Благовест» (1903–1917). Общий тираж изданий составил 2 712 000 экземпляров. В 1908 открылась собственная типография Общества (Литейный пр., 58). В дальнейшем в год издавалось около 100 наименований книг и брошюр общим тиражом не менее 500 000 экземпляров. Некоторое количество изданий рассылалось бесплатно организациям и лицам по всей России. Для удовлетворения нужд в наглядном материале Обществом был организован Склад «туманных картин», который обслуживал в год до 90 разных просветительских учреждений и деятелей народного просвещения. Чтения с «туманными картинами» в зале Воскресенской библиотеки были платными, вся выручка поступала на содержание детской столовой при церкви.
Со временем у общества возникли отделения в разных районах столицы и ее окрестностях: Литейное (оно славилось своими Детским садом и школой, в которых бесплатно содержалось около 100 детей от 3-х до 12 лет; у школы была дача в Луге, где летом дети проповедовали трезвость путем концертов), Некрасовское (Балтийская ул., 11; первоначально – Некрасовская ул., 18, откуда и пошло название; оно содержало церковную школу, где училось 47 девочек; ее попечителем и содержателем был К. М. Крусанов), Царскосельское (при Софийском храме в Царском Селе), Василеостровское, Путиловское, Кронштадтское, Ораниенбаумское, Мартышкинское, Котловское, Новодеревенское, Сестрорецкое.
Наряду с ними существовали отделения общества и вне пределов С.-Петербургской губернии – Днепровское, Волговицкое, Чухломское, Покровско-Ушаковское, Питиримовское и др. В 1912 император Николай II пожаловал обществу императорскую яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и подвижного противоалкогольного музея.
Члены общества собрали средства на постройку нового каменного здания храма Воскресения Христова взамен старого деревянного. На эти цели Николай II дал 25 000 руб. Церковь на 4 000 человек была заложена 25 июля 1904 и к осени 1906 вчерне построена по проекту Г. Д. Гримма и Г. Г. фон Голи (отделка продолжалась до 1914). 11 мая 1906 на ее шатровую колокольню был поднят 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память об умершем основателе общества. Его главой с этого времени был настоятель храма известный церковный публицист прот. П. А. Миртов. Главный придел храма был освящен 14 декабря 1908 митрополитом Антонием.
В 1914 общество было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости и получило храм Воскресения Христова во временное пользование. Устав братства был утвержден 16 октября 1914, вскоре после введения «сухого закона». Его председателем был избран член Государственного Совета и Св. Синода архиепископ Новгородский Арсений, членами стали:
•епископ Гдовский Вениамин,
•министр финансов П. Л. Барк,
•министр путей сообщения С. В. Рухлов,
•обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер,
•секретарь императрицы Александры Феодоровны гр. Я. Н. Ростовцев,
•протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. И. Шавельский,
•бывший прокурор Св. Синода, член Государственного Совета С. М. Лукьянов,
•духовник императорской четы прот. А. П. Васильев. Братство,
однако, не успело широко развернуть свою деятельность, и она была не столь подвижнической, как у предшествовавшего ему общества. Намеченные планы создания Дома трезвости с музеем, институтом, залом для лекций и чтения, а также устройство приюта алкоголиков и соответствующей ночлежки, остались неосуществленными.
Братство было ликвидировано в 1918, в 20-ю годовщину своего существования; его имущество было конфисковано, капитал аннулирован.
Лит.: Десятилетие деятельности Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. 1898–1908. СПб., 1909; Очерк деятельности Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. СПб., 1911; К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Пг., 1916; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. Т. 1. СПб., 1994. С. 170-172.

А. П. Керзум


НАРОДНЫЙ ДОМ

12 декабря 1900 г. произошло торжественное освящение здания Народного дома, названого «Заведением для народных развлечений императора Николая II». Это был самый большой Народный дом. Народные дома находились в ведении Попечительства о народной трезвости. Строились в основном на средства частных лиц.

Сначала был выстроен комплекс с центральным вестибюлем под стеклянным куполом и театральным залом слева и Железным залом для концертов справа.
Для строительства Люцедарский использовал павильон Всероссийской выставки, привезенный из Нижнего Новгорода (арх. А. Н. Померанцев).
В 1900 г. театр открылся оперой Глинки "Жизнь за царя". В 1932 г. театр сгорел и на его месте построено здание Театра им. Ленинского комсомола, сейчас театр "Балтийский дом".
В 1910-1911 гг. к правому крылу Люцедарский пристроил Оперный зал. Сейчас там находится "Мюзик-Холл

В этом же районе находится Народный Дом имени Императора Николая II. Это громадное здание имеет оперный зал, столовую, цирк, гимнастический зал. В парке, прилегающем к нему, есть гроты, линия маленькой железной дороги и танцевальные площадки. Тут же и зоологический сад. Вход туда стоил дёшево. В оперном зале против каждого кресла - бинокль.

В прошлом это сооружение было самым грандиозным в Петербурге Народным домом Императора Николая II. Это был целый культурно-зрелищный комплекс построенный на Кронверкском проспекте в Александровском парке на Петроградской стороне. Открытие Народного дома состоялось 12 декабря 1900 года в присутствии императорской семьи. Театр открылся оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Территория на которой находится дом № 4 в Александровском парке с момента возникновения Санкт-Петербурга являлась гласисом Петропавловской крепости. В 1840-х годах на месте гласиса был организован Александровский парк.

Первая постройка на этом участке появилась здесь в 1890х годах. В январе 1898 года принц Ольденбургский обратился в министерство финансов с просьбой «для организации различного рода зрелищ, чтений и увеселений» передать «в Петербург оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки».

Министр финансов С.Ю. Витте оказался противником такой идеи, также как и большинство в городской думе. Однако благодаря ходатайству Николая II принц Ольденбургский своего добился.

Реконструировать здание было поручено архитектору Г.И. Люцедарскому. Здесь предусматривались народный театр, комплекс помещений для благотворительных и просветительных мероприятий попечительства. Новый общественный центр приобрёл статус народного дома, которому присвоили имя императора Николая II.

Народный дом открылся 12 декабря 1900 года. Ежедневно здесь ставились спектакли. Вскоре помещений попечительству стало нехватать, в июле 1909 года Ольденбургский вновь обратился в министерство финансов. В письме он указывал, что «попечительство встречает затруднения в расширении своей деятельности, направленной на удовлетворение просветительских задач, и назрела необходимость построить „Народную аудиторию“ вместимостью 6000 человек для народных чтений и других просветительских целей».

Реализовываться испрошенное начало весной 1910 года. Открытие театрального корпуса состоялось 4 января 1912 года. Ему было присвоено имя принца Ольденбургского, однако называли его и Оперным.

В ночь на 7 января в театре произошёл пожар. Вновь театр был открыт 6 декабря 1912 года постановкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

После революции февраля 1917 года попечительства в России перестали существовать. Народный дом перешёл в ведение городской думы, здесь проходили массовые митинги. В 1919 году Народному дому было присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В 1920 году он перешёл в ведение Народного комиссариата просвещения.

В 1924 году в Оперном зале был открыт кинотеатр «Великан». В 1928 году он был переоборудован для мюзик-холла управления Госцирка. В зале сняли люстру, вместо неё для устранения дефекта акустики установили брезентовое шапито. Кинотеатр переехал в театральный зал старого здания. Здесь он работал до начала 1940х годов.

В 1930 году место мюзик-холла в Оперном зале занял Ленинградский государственный театр музыкальной комедии, который работал здесь до 1939 года.

Во время блокады Ленинграда старый театральный зал был разрушен попаданием снаряда. Кинотеатр «Великан» был перемещён в бывший Оперный зал, обратно он переехал к 17 декабря 1950 года.

5 ноября 1959 года в реконструированном архитектором Р.А. Брегманом здании открылся Планетарий.

В 1970 году место кинотеатра вновь занял мюзик-холл. В бывшем Оперном зале работает Театр «Балтийский дом», до 1991 года именовавшийся Ленинградским театром Ленинского комсомола.
http://walkspb.ru/zd/alpark4.html
12 декабря 1900 г. произошло торжественное освящение здания Народного дома, названого «Заведением для народных развлечений императора Николая II».

ПРИНЦ ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ

Принц Ольденбургский, потомок младшей ветви герцогов Гольштейн-Готторпских, состоявших в близком родстве с Петром III и Екатериной II, по своей бабке великой княгине Екатерине Павловне был еще и правнуком Павла I.

Принц Ольденбургский
Он получил военное образование, служил в Лейб-Гвардии Преображенском полку, воевал в русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг., участвовал в осаде Плевны. С 1896 был членом Государственного совета и сенатором.
Бескорыстие и энергичность принца вошли в поговорку. Однако консервативное российское общество его не особо жаловало - он слыл чудаком, причем деятельным и оттого опасным. Затеи его воспринимались как слишком смелые и недостойные аристократа. Принц слыл поклонником прогресса, много внимания уделял поддержке науки и благотворительных учреждений, был лично знаком с известными учеными и врачами, в том числе с Луи Пастером.
Вместе со своей супругой Евгенией Максимилиановной, дочерью герцога Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны, создал Женские фельдшерские курсы, открыл на собственные средства Прививочную станцию.
В 1888-1890 при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, состоявшей с 1881 под его попечением, создал Институт экспериментальной медицины - первый в России исследовательский центр в области медицины и биологии.

Принц без устали трудился сам и другим спуску не давал, особо презирая лень и пьянство - был даже Председателем Российского общества трезвости

В 1914 году началась Первая мировая. Россиянам стало не до курортов, а Принца отозвали в Петербург и сделали Верховным начальником санитарной и эвакуационной части. Он и тут показал себя выдающимся организатором - сумел объединить усилия разных ведомств и органов власти для предотвращения эпидемиологических заболеваний и блестяще наладил эвакуацию раненых из действующей армии во внутренние губернии. Во время "Великого отступления" сумел исключительно четко организовать перевозку и размещение беженцев.
После Февральской революции в марте 1917 г. он был вынужден продать Временному правительству свой дворец на берегу Невы и незадолго до Октябрьского переворота уехал в Финляндию. Затем переехал с семьей во Францию. Без дела не сидел. Занимался благотоврительностью, был избран Почетным председателем Союза преображенцев. Под псевдонимом "Петр Александров" издал в Париже небольшую книгу своих рассказов "Сон" (о "золотых" народных сердцах, внезапно прозревающих после дурмана революции и страстно отдающихся Христу"). Скончался 6 сентября 1932 г. в Биаррице, на Лазурном берегу - вдали от своего берега и своей Ривьеры.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ

Государственное учреждение, созданное «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками» и действовавшее в составе департамента неокладных сборов Министерства финансов.
Идею Попечительства, равно как и идею введения винной монополии (1894) выдвинул гр. С. Ю. Витте и активно поддержал император Александр III. Это было обусловлено как индустриализацией страны (алкоголизм – сопутствующая ей проблема), так и стремлением примкнуть к общеевропейскому антиалкогольному движению. По уставу, принятому 20 декабря 1894 года в течение десяти лет трижды существенно менявшемуся, Попечительство должно было, прежде всего, осуществлять контроль над продажей крепких напитков. Однако его практическая деятельность имела социально-благотворительный характер и состояла, прежде всего, в изыскании средств на проведение культурно-просветительной и нравственно-религиозной работы в пролетарской среде для отвлечения от пьянства и осуществления безалкогольного досуга.
Деятельность Попечительства официально началась только через три года – 15 января 1898 года. Его руководство возлагалось на Комитет, бессменным председателем которого стал принц А. П. Ольденбургский. На правах постоянного членства в него входили по должности: начальник Главного управления неокладных сборов, управляющий акцизными сборами, петербургский градоначальник, петербургский городской голова, начальник губернского жандармского управления, старший фабричный инспектор, директор народных училищ, представители от Санкт-Петербургской епархии, Морского министерства, С.-Петербургского общества грамотности, постоянной Комиссии по устройству народных чтений, инспектор столичной врачебной управы, председатель комиссии С.-Петербургского городского управления по народному образованию и гласные городской Думы, а также небольшое число приглашаемых по мере надобности иных лиц. Деятельность по различным направлениям осуществляли постоянные и временные комиссии. Заседания Комитета проводились сначала во дворце Ольденбургских на Дворцовой наб., 2, затем – в Аптекарском пер., 6, на Шпалерной ул., 30, а с 1911 года – в здании Народного дома императора Николая II.
Финансирование Попечительства осуществлялось Министерством финансов на доходы от винной монополии, на пожертвования и сборы, на средства, вырученные от продажи антиалкогольных изданий, билетов на гуляния и представления, театральных программок. Как государственная организация оно имело налоговые льготы, ему бесплатно предоставлялись помещения. Деятельность Попечительства была бесприбыльной: например, в 1911 году доход составил 1 177 000 рублей, а расход 1 189 000, при относительно скромной государственной субсидии в 350 000 рублей. Свои услуги Попечительство предоставляло населению за малую часть реальной стоимости, но не бесплатно, что имело воспитательное и нравственное значение.
Чтобы отвлечь рабочее население от пьянства, не возбуждая при этом бунтарских настроений, реорганизовывались привычные формы досуга – на традиционных гуляньях вместо балаганов, создавались сценические площадки, где выступали профессиональные артисты и музыканты, бесплатно играли полковые оркестры, организовывались театры. Театры Попечительства располагались на Марсовом поле, в Михайловском манеже, в Полюстровском саду (в парке бывшей усадьбы Кушелевых-Безбородко – возле нынешней станции Кушелевка), в Таврическом саду, на бывшем Стеклянном заводе; в 1899 году были открыты летние театры на Шлиссельбургском тракте, 25 (ныне пр. Обуховской обороны, сад им. Бабушкина; здесь же устраивались гуляния Невским обществом народных развлечений), на Петровском острове и на Лифляндской ул. в Екатерининском саду – возле дворца Екатерины I.
Самый значительный театр Попечительства – театр Народного дома имп. Николая II – был открыт в декабре 1900 года в Александровском парке на Петербургской стороне.
 В 1906 году Попечительство приобрело Василеостровский театр (Большой пр. 71–73; не сохранился).
Заведующим Театральной частью назначили гласного Городской Думы, актера Императорской драматической труппы и режиссера великосветских спектаклей Н. Ф. Сазонова, главным режиссером – известного деятеля балаганного искусства, постановщика масштабных феерий и живых картин А. Я. Алексеева-Яковлева. Драматическая труппа с небольшой оперной и балетной частью была общей для всех театров Попечительства; к выступлениям привлекались и сторонние артисты. Театры содержались на субсидию от Министерства финансов и пользовались некоторой безвозмездной помощью Дирекции Императорских театров. За 15 лет Попечительство дало 9 518 спектаклей, в репертуаре было 667 произведений, около одной трети из них – классические (в этом сказывалась просветительская линия, проводимая руководством Попечительства). Для привлечения рабочих в театры перед спектаклем читались вступительные лекции, в программках печатались сведения об авторе, разъяснялось содержание пьес. Цены на билеты снижались в воскресные и праздничные дни и повышались в будние, когда спектакли могла посещать более обеспеченная публика.
В тех же привычных местах гуляний открывались чайные, столовые и подвижные кухни Попечительства. Здесь население городских окраин обеспечивалось горячим питанием, приучалось плотно закусывать выпитое, есть в чистом помещении гигиенично приготовленную полезную пищу. Первые пункты питания появились в Михайловском и Юнкерском манежах и на Петровском острове. Здесь за стеклянной перегородкой располагались кухни, демонстрировалась чистота приготовления пищи. Столовые были благотворительные: умеренная плата взималась, только чтобы покрыть стоимость продуктов. Дешевизна питания должна была опровергнуть расхожее заблуждение, что пьют рабочие с голоду, алкоголь, якобы заглушает голод. К 1912 году в Санкт-Петербурге работало 5 стационарных народных столовых. В летние месяцы для многочисленных временных работников, пребывавших в столицу, были устроены плавучие столовые – у Тучкова моста (на 300 мест) и в Морском канале (на 500 мест; зимой она перемещалась на Фонтанку к Старо-Каменному мосту). Работали 22 летние подвижные (конные, автомобильные, на плаву, на тележках) кухни-столовые на стройках. В 1898 году на Стеклянном заводе была устроена гостиница на 200 человек с народной столовой и дезинфекционной камерой. С проживающих за ночь, утро и вечер брали всего 5 копеек.
Попечительство открыло 18 народных библиотек, 13 из них в городских и приходских школах; устраивались небольшие библиотеки и в столовых. В библиотеках и столовых читались бесплатные лекции и проводились нравственно-религиозные беседы, раздавались брошюры с характерными названиями: «Пора опомниться!», «Что должна знать мать о спиртных напитках» и др., показывались световые картины соответствующего содержания. К стенам помещений прикреплялись красочные антиалкогольные плакаты. В 1894–1917 годы Попечительством издавался ежемесячный «Вестник трезвости» (ред. доктор медицины Н.И. Григорьев).
К 1908 году на службе Попечительства состояло четыре священника, которые вели беседы и запись пожелавших принести обет воздержания от пьянства. В 1903 году в здании театра на бывшем Стеклянном заводе была открыта амбулатория для хронических алкоголиков известного невропатолога А. Л. Мендельсона. Лечили внушением бесплатно (но с предварительным выводом из алкогольного состояния платными лекарствами). С 1907 года прием для неимущих жителей центра города продолжали в Таврическом саду. До 1912 года были организованы такие же амбулатории на плавучих столовых-баржах, затем – на Рижском пр., 50 и на набережной Обводного канала, 48. С 1908 года главная амбулатория города с небольшим стационаром под руководством Мендельсона размещалась в здании Народного дома императора Николая II; там же был открыт антиалкогольный музей, со специальной библиотекой, лекторием и передвижной выставкой. К 1913 году были оборудованы кабинеты для пяти врачей и налажена выдача бесплатных лекарств.
Еще одним направлением деятельности Попечительства стала воспитательная и культурно-просветительная работа с детьми из рабочих семей. С 1899 года на Петровском острове начались регулярные общественные детские игры под руководством воспитательниц. Тут же находились сад и огород, где всем занимались дети. С 1902 года подобные занятия начали проводить на площадке позади Зоологического сада на Мытнинской набережной в Александровском парке, где были устроены детские площадки с горками, качелями, гимнастическими орудиями. Зимой в Александровском парке детей катали на оленях, в Таврическом саду открывался каток. Устраивались спектакли, где также всё делали дети: играли, изготавливали декорации и костюмы. Попечительство принимало участие в судьбе своих подопечных: старалось оградить их от эксплуатации, определяло в приюты, в мастерские, на ученье. К 1907 году детские игры на Петровском острове посетило более 260 000 детей, а в Народном доме – более 100 000.
22 августа 1914 года Высочайшим указом и 28 августа 1914 года постановлением Городской Думы в связи с началом I Мировой войны был введен «сухой закон». Культурно-просветительская и медицинская благотворительность Попечительства были свернуты, а его работа свелась к выпуску журнала и публикациям по вопросам трезвости. После 1917 года деятельность Попечительства прекратилась.
Лит.: Краткий очерк деятельности С.-Петербургского городского попечительства о народной трезвости 1898–1912. СПб., 1913.

А. П. Керзум
 http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2812192006

ИСТОРИЯ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

События, которые нас интересуют, происходили 100 лет назад в России и являлись следствием активной работы трезвого движения второй половины 19 века и начала века 20-го. В то время трезвое движение имело широкое распространение не только в России, но и во всём мире.

К началу1911 г. в 9 странах Европы, в России и США в трезвом движении участвовало более 3,7 млн. человек. Общества Трезвости и отдельные участники имелись также в Австралии, Канаде, Южной Африке, Индии и ряде других английских, германских, французских колоний в Африке, Азии, Америке. Это было одно из наиболее многочисленных и влиятельных международных движений. Всё это привело к искомому нами событию в России – в 1914 году в начале Первой мировой войны был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольных изделий на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г. в соответствии с заранее обусловленной (в мае того же года) нормой на время мобилизации, а в конце августа продлена на всё время войны. Крепкие алкогольные разведения продавали только в ресторанах. И хотя в ответ на указ появились многочисленные способы обхода закона, среднее потребление алкоголя на 1 человека снизилось более чем в десять раз, и только в 1960-х годах достигло уровня 1913 г. Факторами, подтолкнувшими верховную власть отказаться от питейного дохода, являлись законопроекты, письма, речи части депутатов Государственной Думы, отчеты некоторых губернаторов, постановления органов местного самоуправления, статьи в печати и записки частных лиц.
Рассмотрим кратко хронологию основных событий, приведших Россию к относительной Трезвости в 1914 году.
Первое неофициальное общество Трезвости в России возникло в 1840 году около Одессы.
Вообще сельскому населению принадлежит в России инициатива организации обществ Трезвости, которая относится ещё к периоду откупов и была вызвана, главным образом, дороговизной и недоброкачественностью вина. В 1858 году трезвое движение охватило всю Ковенскую и часть Виленской губерний. Через год к этому движению присоединилась и вся Гроднёнская губерния, в которой стали появляться первые неофициальные "братства трезвости". Одновременно с этим возникли общества Трезвости и среди крестьян Саратовской, Владимирской, Пензенской, Тульской, Тверской, Екатеринославской и других губерний.
Впервые в России общество Трезвости официально зарегистрировано в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии.
Одним из первых ученических обществ было Татевское общество Трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля 1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902).
С 1885 года в России вводится система местных запретов. Жители деревень, поселков и городов могли собрать сход жителей и запретить торговлю алкоголем на своей территории. Это дало мощный толчок в развитии трезвого движения.
В результате дружеского общения Л.Н. Толстого с доктором биологических наук, директором сельской школы С.А. Рачинским, врачом из Читы П.С. Алексеевым, побывавшим в Америке, Канаде, Китае и Японии, и познакомившимся там с трезвым движением, врачом из Одессы О.О. Португаловым, он приходит к выводу о необходимости коллективного антиалкогольного воздействия на сознание людей. Поэтому в конце 1887 года по инициативе Л.Н. Толстого в Москве было организовано общество Трезвости под названием "Согласие против пьянства".
В 1900 году в России действовало 15 городских, около 140 сельских церковно-приходских и около 10 фабричных и заводских обществ Трезвости. Кроме этого существовали 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских обществ Трезвости. После некоторого застоя в организации обществ в 1905-1907 гг. число их членов начало постепенно увеличиваться, к 1913 году насчитывалось уже около 1800 обществ с общим числом членов более полумиллиона.
Работа по утверждению Трезвости велась не только обществами Трезвости «внизу», на местах, но и деятелями Трезвости «наверху», в представительных органах власти. Особая заслуга в том, что алкогольный вопрос начал гласно обсуждаться и решаться на общероссийском уровне, принадлежит Михаилу Дмитриевичу Челышёву (1866-1915). В избирательной компании в III Государственную Думу Челышёв участвовал как трезвенник, член партии октябристов. Был избран депутатом по общему списку избирателей от Самарской губернии. В ноябре и декабре1907 г., выступая на первой сессии Думы, он впервые в её истории ярко и убедительно показал те разрушительные последствия, которые приносит употребление алкоголя, призвал к решительным мерам по утверждению Трезвости, как необходимого условия здорового развития русского народа и существования Российского государства. По инициативе Челышёва в Думу за подписью 31 её члена было внесено законодательное предложение, предусматривавшее важные противоалкогольные меры. Для его рассмотрения 11 декабря1907 г. была избрана «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» Государственной Думы. В неё входило 22 человека, председателем был избран член думской фракции правых епископ Гомельский Митрофан (1868-1919). Его заместителем и главным «движителем» Комиссии стал Михаил Дмитриевич Челышёв. Комиссия вела работу гласно, в тесной связи с народным трезвым движением и избирателями. Издавались отдельные думские речи М.Д. Челышёва и епископа Митрофана, сборники речей Челышёва были изданы в1908 г. в Самаре и Петербурге, а также в1912 г. в Петербурге. Из многих тысяч писем и обращений с мест в Комиссию и лично ему Челышёв отобрал около 150 и издал их в1911 г. отдельной книгой под говорящим названием: «Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством».
4 апреля 1908 г. внепартийная думская группа в составе 192 депутатов внесла в Думу законопроект о закрытии питейных заведений в сельской местности, т. к. пьянство "поражает главным образом сельское население". Законопроект, переданный III Думой в1911 г. в соответствующую комиссию Госсовета, рассматривался там чрезвычайно долго (до1914 г.) и затем, поступив оттуда в IV Думу, так и не был утверждён, тем более что начавшаяся Первая мировая война существенно изменила политику царского правительства в алкогольном вопросе.
7 декабря 1908 года в Москве открылась первая передвижная выставка по вопросам алкоголизма.
Важным событием в истории русского государства был первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, проводимый по инициативе комиссии по вопросу об алкоголизме. Он состоялся в Петербурге с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года. В его работе, согласно опубликованным протоколам, приняло участие 453 человека, из которых 6% - учителя. Большинство участников съезда представляло либеральную интеллигенцию - врачей, университетских профессоров, юристов, учителей и экономистов. Съезд был строго ограничен обязательным условием, предъявляемым ко всем общественным собраниям, - оставаться "вне всяких политических взглядов". Гостями съезда были учёные и представители общественности из Чехии, Германии и Финляндии. При обсуждении резолюции съезда о значении школы в борьбе с алкоголизмом представители духовенства отметили отсутствие важного для них положения - "религиозно-нравственное воспитание через школу". По предложению рабочих-делегатов эта фраза была вычеркнута из резолюции. Требование представителей церкви восстановить первоначальный текст было отвергнуто большинством присутствующих. Оскорблённое духовенство, сделав соответствующее заявление, в полном составе покинуло съезд. Однако внимание общественности к деятельности съезда было так велико, что им пришлось вернуться под предлогом того, что "религиозные основания трезвости не были отвергнуты", хотя по существу именно это и произошло.
Второй Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством проходил с 6 по 12 августа 1912 года в Москве. В его работе приняло участие 469 человек, из которых 3,8% - учителя. Более 61% делегатов составляли духовенство.

Особое значение для пропаганды идей Трезвости после запрещения проведения в России антиалкогольных съездов имели медицинские и педагогические съезды.

С 1910-1911 гг. заметную постоянную противоалкогольную работу среди учащихся и учителей начальных и средних учебных заведений вели московские и петербургские общества Трезвости, располагавшие необходимыми для этого образованными людьми. Прежде всего, они стремились дать знания учителям, справедливо полагая, что прочную работу среди детей и подростков способны наладить те, кто постоянно работает в школе.
В ноябре 1911 года Московская городская дума обратилась с просьбой к кружку деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом разработать программу по антиалкоголизму для пастырских курсов, для церковно-приходских двухклассных школ и для воспитанниц старших классов женской учительской семинарии. Такая программа была подготовлена и разослана в учебные заведения.
В 1911 г. в Петербурге группой трезвенников в количестве 34-х человек, в основном высокооплачиваемых работников умственного труда, имевших православно-охранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Руководство Союза сумело заручиться поддержкой некоторых высших представителей правящего класса России, что во многом обеспечивало успех намечаемых мероприятий и изыскание необходимых денежных средств. Союз принял официальное покровительство двоюродного дяди царя великого князя Константина Константиновича, являвшегося президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и генерал-инспектором военно-учебных заведений.
Стараниями академика В.М.Бехтерева 6 мая 1912 года при Психоневрологическом институте открылся Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма (Противоалкогольный институт), явившийся первым не только в России, но и в Европе учреждением, предназначенным для того, чтобы "сконцентрировать изучение всех видов борьбы с алкоголизмом".

В 1913 году выходит в свет широко известный, в том числе и в наше время, «Учебник Трезвости», составленный доктором медицины Мендельсоном.

Также в России были проведены Всероссийские праздники Трезвости, первый 27 апреля 1913 г., второй 7-8 апреля 1914 г.

Против алкогольной политики царского правительства поднялась буквально вся русская интеллигенция. Большевистская фракция в Государственной думе совместно с крестьянскими депутатами добилась обсуждения алкогольной политики. По инициативе большевиков и крестьянских депутатов были вынесены на рассмотрение Государственной думы и Государственного Совета дебаты о «сухом» законе. Но правящий класс (как и сегодня, - в начале XXI века) оказывал всяческое сопротивление этим дебатам. Это и понятно: многие из членов Государственного Совета являлись владельцами винокуренных заводов.

Немаловажную роль в развитии теории, практики, методики и истории формирования трезвого образа жизни сыграли отечественные антиалкогольные журналы, газеты, листки, вестники, известия, труды, отчёты, а также антиалкогольная литература. Насчитывалось 56 различных изданий! Кроме того в эти годы в стране устраивались выставки, открывались трезвые чайные, клубы-читальни, музеи и т. д.

4 апреля 1913 г. Николай II в Царском Селе принял депутацию от православно-церковных обществ Трезвости. Во всеподданнейшем адресе, поднесённом от имени «1800 церковных обществ трезвости», содержалась просьба дать положительную оценку трезвому движению. На адресе Николай написал: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».
10 августа 1913 г. Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (ГУНСиКПП) под давлением Думы и общественности сделало "распоряжение управляющим акцизными сборами, чтобы все приговоры (сельских обществ о закрытии питейных заведений на их территории)... удовлетворялись, не входя в существо приговора и причин, вызвавших составление оных".
С начала1914 г. Николай II, с целью укрепления устойчивости положения в стране перешёл к открытой поддержке крепнущего Трезвого движения и проведению политики по ограничению потребления алкоголя.
30 января 1914 г., на следующий день после отставки противника радикальных мер по борьбе с пьянством, председателя Совета Министров и министра финансов Коковцева, Николай II издал рескрипт на имя нового министра финансов П.Л. Барка, где поручал ему улучшить экономическое положение народа, при этом не боясь финансовых потерь, т. к. доход в казну должен поступать из "неисчерпаемых источников державного благосостояния и производительного труда народа", а не из продажи зелья, разрушающего "духовные и экономические силы" большинства верноподданных.

Теперь уже работа закипела на местах. В губернских акцизных управлениях проводились заседания хозяйственных комитетов, где обсуждались конкретные меры. Управляющие издавали свои циркуляры с конкретными мерами, отправляли копии всем другим управлениям и просили их сделать то же самое, что обеспечило координацию действий в масштабах всей страны.
В феврале-июле 1914 г. правительство утвердило 800 просьб сельских обществ запретить продажу алкоголя на их территории. Это было на 200 обращений больше, чем за весь период с 1895 по 1906 г.
С началом войны продажа крепких алкогольных изделий была полностью запрещена по всей стране, кроме ресторанов I разряда, клубов, собраний и аптек, а в определенном радиусе от призывных участков и железных дорог - всяких, в том числе пива и виноградного вина. Кроме того, запрещались передвижение государственной водки из казенных винных складов в лавки и торговля казенным денатурированным спиртом. Сроком открытия продажи крепких алкогольных изделий Министерством финансов первоначально было намечено 7 августа, затем 16 и 1 сентября. Но 4 августа под председательством Николая II произошло заседание Совета Министров в Москве. "Сообщив нам, - пишет в мемуарах П. Барк, - о многочисленных полученных им просьбах, государь добавил, что он еще утром принял депутацию от крестьян, которая умоляла его не открывать вновь винных лавок и посему он желал бы выслушать мнение Совета Министров насколько такое желание осуществимо. Все присутствующие министры в принципе ответили утвердительно".
С 22 августа 1914 г. продажа спирта, водки и водочных изделий для местного потребления высочайше была прекращена до окончания войны; торговля виноградным вином крепостью свыше 16% и производство пива крепостью более 3,7% также воспрещались.
Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
27 сентября Николай II утвердил положение Совета Министров, которое давало право земским собраниям и городским думам возбуждать ходатайства "о воспрещении (после войны) в пределах подведомственных им местностей и стосаженной полосы от их границ продажи крепких напитков, причем этим положением закона не установлено никаких стеснений или ограничений... в отношении объема их ходатайств". 28 сентября, государь, отвечая на телеграмму почётного председателя Общества Трезвости, великого князя Константина Константиновича, упомянул, что он предрешил запретить навсегда продажу водки.
По всей стране к маю 1916 г. закрылись 96% частных питейных заведений от имевшихся на начало 1914 года.
Народ, в своей основной массе, горячо поддержал идею всеобщей Трезвости, одобрение которой наиболее чётко изложено было в законопроекте крестьянских депутатов "Об утверждении на вечные времена трезвости в России", в преамбуле которого было записано: "Право решения быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая - стала на Руси правдой".
 
Крестный ход трезвенников. Наши дни.









 

Комментариев нет:

Отправить комментарий