по итогам работы конференции «Реализация государственной антинаркотической политики на территории Санкт-Петербурга»
25 июня 2015 года Санкт-Петербург
Систематический мониторинг наркоситуации в Санкт-Петербурге показывает, что что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для региона. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, город и область остаются ключевым транзитным пунктом наркотрафика на Северо-Западе России. Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга создает благоприятные условия для нелегального ввоза наркотиков на территорию города, а также их транзита в другие регионы России и зарубежные страны. На наркорынке Санкт-Петербурга присутствуют практически все виды подконтрольных веществ.Продолжалось насыщение наркорынка новыми психоактивными синтетическими веществами, в том числе не внесенными в Перечень веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Сбыту наркотиков способствуют развитая сеть ночных клубов и дискотек, большое количество студенческих общежитий и мест компактного проживания этнических диаспор.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года № 489 утверждена Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы», включающая Подпрограмму 3 «Реализация антинаркотической политики в Санкт-Петербурге», направленную на сокращение к 2021 году масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Санкт-Петербурге; снижение уровня преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров.Реализация Подпрограммы 3 началась с 01 января 2015 года.
Одним из необходимых условий достижения целей подпрограммы, наряду с нормативно-правовым регулированием, является совершенствование взаимодействия участников антинаркотической деятельности.
В настоящее время в городе создана структура и разработаны основы организационно-методического обеспечения системы комплексной профилактики наркомании: укреплены организационная и материально-техническая базы учреждений образования и молодежной политики, участвующих в мероприятиях по противодействию распространению немедицинского потребления наркотиков и их незаконному обороту, а также медицинских учреждений, обеспечивающих лечение и реабилитацию лиц с наркотической зависимостью.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года № 85-р «Об уполномоченных исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга в сфере комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические и психотропные вещества в немедицинских целях» определены полномочия Комитета по здравоохранению, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, администраций районов Санкт-Петербурга по вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
Значимой составляющей развития профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является максимальное использование потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся профилактикой наркомании, социальной реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых граждан в Санкт-Петербурге.
По итогам работы конференции в результате обсуждения актуальных вопросов реализации государственной антинаркотической политики в Санкт – Петербурге, участниками конференции под руководством научного эксперта - профессора, доктора медицинских наук - Гуна Г.Е., сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию антинаркотической деятельности:
1. Применять системный и комплексный подход при разработке планов и организации мероприятий в рамках реализации государственной антинаркотической политики на территории Санкт-Петербурга.
2. При реализации мероприятий профилактической направленности учитывать важность не только антинаркотической составляющей, но и необходимость профилактики и лечения табачной и алкогольной зависимости.
3. Обеспечить координацию межведомственного взаимодействия в сфере антинаркотической деятельности. Концептуально определить роль и место в региональном сегменте государственных, общественных и коммерческих организаций, религиозных объединений, повысить прозрачность, качество и отчетность перед координирующей структурой их работы.
4.В сфере профилактики употребления ПАВ в молодежной среде приоритетным направлением признать работу с родительской общественностью, семьей в целом. Рассмотреть возможность усиления административной ответственности родителей, уклоняющихся от решения вопросов, связанных с употреблением или распространением их детьми ПАВ.
5. Сформировать единое профилактическое пространство в образовательной среде включая: защиту прав и интересов детей; предупреждение негативных явлений в образовательной среде; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; профилактику аддиктивного (зависимого) поведения несовершеннолетних; восстановление внутрисемейных обязательств «родитель – ребенок».
6. Разработать систему поощрения образовательных учреждений (школ, ССУЗов, ВУЗов), своевременно выявляющих факты употребления ПАВ обучающимися и воспитанниками, а также факты распространения наркотических и психотропных веществ на территории ОУ (например, ввести систему знаков «безопасная территория», ежегодного поощрения и т.д.).
7. Выбрать экспериментальные площадки - 1-2 (школа, колледж, ВУЗ), на базе которых с целью раннего выявления лиц, употребляющих ПАВ, провести добровольное медицинское тестирование на употребление ПАВ среди обучающихся в течение учебного года для систематизации и анализа первичных данных (процент согласившихся пройти тестирование, процент отказавшихся, процент выявленных лиц, употребляющих ПАВ) и проверки разрабатываемых и применяемых методик.
8. Разработать систему обучения и переподготовки психологов, социальных работников, воспитателей, преподавателей, работающих в подростковой и молодежной среде, по вопросам профилактики и ранней диагностики наркозависимости.
9. Ходатайствовать перед Администрацией Санкт-Петербурга об организации и проведении в районах города мероприятий по борьбе с незаконной рекламой и закраске надписей на тротуарах, стенах зданий и др. местах, содержащих контакты (телефоны, электронные адреса) для покупки наркотических средств и психотропных веществ.
10. Организовать работу по проведению мониторинга в каждом районе города с целью выявления добросовестных СО НКО, работающих в данном направлении, с целью актуализации и расширения реестра с последующим размещением на сайтах профильных комитетов, антинаркотической комиссии, Совета муниципальных образований и др.
11. Рассмотреть возможность пересмотра практики субсидирования СО НКО и перехода к грантовой поддержки социально значимых проектов в сфере антинаркотической деятельности, реализуемых некоммерческими организациями.
12. Мотивировать СМИ для регулярного освещения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепления традиционных семейных ценностей.
25 июня 2015 года Санкт-Петербург
Систематический мониторинг наркоситуации в Санкт-Петербурге показывает, что что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для региона. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, город и область остаются ключевым транзитным пунктом наркотрафика на Северо-Западе России. Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга создает благоприятные условия для нелегального ввоза наркотиков на территорию города, а также их транзита в другие регионы России и зарубежные страны. На наркорынке Санкт-Петербурга присутствуют практически все виды подконтрольных веществ.Продолжалось насыщение наркорынка новыми психоактивными синтетическими веществами, в том числе не внесенными в Перечень веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Сбыту наркотиков способствуют развитая сеть ночных клубов и дискотек, большое количество студенческих общежитий и мест компактного проживания этнических диаспор.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года № 489 утверждена Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы», включающая Подпрограмму 3 «Реализация антинаркотической политики в Санкт-Петербурге», направленную на сокращение к 2021 году масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Санкт-Петербурге; снижение уровня преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров.Реализация Подпрограммы 3 началась с 01 января 2015 года.
Одним из необходимых условий достижения целей подпрограммы, наряду с нормативно-правовым регулированием, является совершенствование взаимодействия участников антинаркотической деятельности.
В настоящее время в городе создана структура и разработаны основы организационно-методического обеспечения системы комплексной профилактики наркомании: укреплены организационная и материально-техническая базы учреждений образования и молодежной политики, участвующих в мероприятиях по противодействию распространению немедицинского потребления наркотиков и их незаконному обороту, а также медицинских учреждений, обеспечивающих лечение и реабилитацию лиц с наркотической зависимостью.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года № 85-р «Об уполномоченных исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга в сфере комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические и психотропные вещества в немедицинских целях» определены полномочия Комитета по здравоохранению, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, администраций районов Санкт-Петербурга по вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
Значимой составляющей развития профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является максимальное использование потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся профилактикой наркомании, социальной реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых граждан в Санкт-Петербурге.
По итогам работы конференции в результате обсуждения актуальных вопросов реализации государственной антинаркотической политики в Санкт – Петербурге, участниками конференции под руководством научного эксперта - профессора, доктора медицинских наук - Гуна Г.Е., сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию антинаркотической деятельности:
1. Применять системный и комплексный подход при разработке планов и организации мероприятий в рамках реализации государственной антинаркотической политики на территории Санкт-Петербурга.
2. При реализации мероприятий профилактической направленности учитывать важность не только антинаркотической составляющей, но и необходимость профилактики и лечения табачной и алкогольной зависимости.
3. Обеспечить координацию межведомственного взаимодействия в сфере антинаркотической деятельности. Концептуально определить роль и место в региональном сегменте государственных, общественных и коммерческих организаций, религиозных объединений, повысить прозрачность, качество и отчетность перед координирующей структурой их работы.
4.В сфере профилактики употребления ПАВ в молодежной среде приоритетным направлением признать работу с родительской общественностью, семьей в целом. Рассмотреть возможность усиления административной ответственности родителей, уклоняющихся от решения вопросов, связанных с употреблением или распространением их детьми ПАВ.
5. Сформировать единое профилактическое пространство в образовательной среде включая: защиту прав и интересов детей; предупреждение негативных явлений в образовательной среде; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; профилактику аддиктивного (зависимого) поведения несовершеннолетних; восстановление внутрисемейных обязательств «родитель – ребенок».
6. Разработать систему поощрения образовательных учреждений (школ, ССУЗов, ВУЗов), своевременно выявляющих факты употребления ПАВ обучающимися и воспитанниками, а также факты распространения наркотических и психотропных веществ на территории ОУ (например, ввести систему знаков «безопасная территория», ежегодного поощрения и т.д.).
7. Выбрать экспериментальные площадки - 1-2 (школа, колледж, ВУЗ), на базе которых с целью раннего выявления лиц, употребляющих ПАВ, провести добровольное медицинское тестирование на употребление ПАВ среди обучающихся в течение учебного года для систематизации и анализа первичных данных (процент согласившихся пройти тестирование, процент отказавшихся, процент выявленных лиц, употребляющих ПАВ) и проверки разрабатываемых и применяемых методик.
8. Разработать систему обучения и переподготовки психологов, социальных работников, воспитателей, преподавателей, работающих в подростковой и молодежной среде, по вопросам профилактики и ранней диагностики наркозависимости.
9. Ходатайствовать перед Администрацией Санкт-Петербурга об организации и проведении в районах города мероприятий по борьбе с незаконной рекламой и закраске надписей на тротуарах, стенах зданий и др. местах, содержащих контакты (телефоны, электронные адреса) для покупки наркотических средств и психотропных веществ.
10. Организовать работу по проведению мониторинга в каждом районе города с целью выявления добросовестных СО НКО, работающих в данном направлении, с целью актуализации и расширения реестра с последующим размещением на сайтах профильных комитетов, антинаркотической комиссии, Совета муниципальных образований и др.
11. Рассмотреть возможность пересмотра практики субсидирования СО НКО и перехода к грантовой поддержки социально значимых проектов в сфере антинаркотической деятельности, реализуемых некоммерческими организациями.
12. Мотивировать СМИ для регулярного освещения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепления традиционных семейных ценностей.